Проблемы, которые могут возникнуть при запуске двигателя, и пути их возможного решения

Почему не удается завести мотор?

4 февраля 2018, 12:47

Двигатель

В любой машине двигатель «отказывается» включаться и работать из-за множества причин. Но чаще всего связанные с запуском движка проблемы создают топливная и зажигательная системы. Поэтому при невозможности включения мотора прежде всего нужно обратить внимание на эти узлы. Нужно провести диагностику работы этих систем для определения и устранения признаков неисправностей.
Но запуск мотора является безуспешным не только по причине неудовлетворительного состояния какого-то узла в автомобиле, но и при неправильных действиях водителя. Как правило, при тёплой погоде проблем с включением мотора у автомобилистов не возникает, появляются они с наступлением морозов.

Процесс включения холодного мотора

Собираясь запустить холодный двигатель, автомобилист не должен забывать о выполнении следующих простых операций. Необходимо проверить и при необходимости долить масло в картер движка, предварительно проверив уровень качества заливаемого смазывающего вещества. На указателе уровня масла стрелка должна быть у верхней метки «МАХ» или «Full».
Нужно проверить расширительный бачок или радиатор на наличие охлаждающей жидкости, уровень которой должен находиться на 5-10 мм ниже соединяющего верхнюю и нижнюю половину бачка сварного соединения.

Двигатель

На указателе приборного щитка нужно проверить, есть ли в баке топливо, исправность АКБ и правильность её подсоединения к электрической цепи. Исправность батареи и её надёжное соединение с «массой» машины и электрооборудованием подтверждается сильным звуковым сигналом и ярким светом фар (при их включении).

Далее автомобилисту следует полностью вытянуть управляющую воздушной заслонкой рукоятку на себя. Произойдёт закрытие воздушной заслонки и частичное открытие дроссельной заслонки на угол для поддержки вращающей частоты оборотов коленвала. Также следует убедиться в блокировке автомобиля путём перемещения вверх на несколько (не более 5) зубчиков сектора рычага стояночного тормоза. Переключающий передачи рычаг при этом находится в нейтральной позиции. После этого с включением стартера выполняется одновременное выдавливание педали сцепления. Это позволит сократить расход электрической энергии, что очень важно при эксплуатации машины в холодную пору.
Запустив мотор, автомобилист отпускает ключ (он сразу же возвратится в нейтральную позицию) и постепенно отпускает сцепление, а при росте частоты оборотов коленвала выполняет её корректировку перемещением управляющей воздушной заслонкой рукоятки.

Горящий двигатель

Если на улице сильный мороз (температура ниже 25 градусов), то запуск холодного мотора необходимо выполнить после нескольких предварительных нажатий на акселератор. При невозможности запустить мотор (стартер при этом уже проработал более 15 с), то необходимо дать движку отдохнуть, выключив при этом зажигательную систему, подождать 30 с и затем снова проделать указанные выше манипуляции.

Во избежание быстрого расхода аккумуляторной батареи включение стартера более чем на 15 с является недопустимым. Если же мотор не заработал после 3 попытки, то нужно проверить, не идёт ли со стороны глушителя белый дым. Его появление указывает на переобогащение смеси, избавиться от которого возможно путём продува цилиндров потоком свежего воздуха. Делается это прокручиванием коленвала на протяжении 10 с, выполняемого при предварительно открытых воздушной и дроссельной карбюраторных заслонках. Если после продува цилиндров мотор запустить не удалось, то можно приступить к проверке исправности узлов и механизмов мотора.

В настоящий момент в автомобилях применяют микропроцессорную, бесконтактную и контактную системы управления мотором. Чтобы помочь каждому автомобилисту решить проблемы запуска движка, следует описать процесс устранения неисправности каждой из систем. Сейчас больше всего машин оборудованы системой управления и запуска мотора контактного типа.

Зажигательная система контактного типа состоит из следующих элементов: катушки аккумулятора, оборудованного конденсатором и крышкой прерывателя-распределителя зажигательной системы, свечей, выключателя (замка) зажигательной системы, проводов (для создания высоковольтных и низковольтных систем). При отсутствии искры в межэлектродном пространстве свечей зажигательной системы мотор, естественно, не запустится.

Из-за чего невозможен запуск мотора?

Запуск мотора выполняется в следующей последовательности. В замок зажигательной системы вставляется ключ. До упора утапливается управляющая карбюраторной заслонкой воздушного типа рукоятка. Далее автомобилист выполняет поворот ключа зажигательной системы в позицию «Стартер» и плавно надавливает на акселератор. При начале устойчивой работы мотора педаль акселератора отпускается. Если после 15 с работы стартера движок включить не удалось, значит нужно, отключив зажигательную систему, сделать на 30 с перерыв, после чего сделать ещё одну попытку запуска мотора. При невозможности запустить движок после 3 попыток следует проверить наличие высокого вольтажа на свечах зажигательной системы.

Работа двигателя

Для выполнения этой задачи стоит выбрать одну из свечей, от которой автомобилист предварительно выполняет съём провода высокого вольтажа и его отвод от «массы» машины на 6 мм. Снова можно включить стартер. При этом через созданный зазор должна проходить голубая искра. Если мотор по-прежнему включить не удалось, то нужно проверить, исправны ли свечи, может ли вообще функционировать зажигательная система. Делается это следующим образом. Если в межэлектродном пространстве каждой свечи в зажигательной системе нет искры, то выявление причины неполадки нужно начать с проверки цепи высокого вольтажа. Сначала проверяется крышка, затем ротор, каждый высоковольтный провод и катушка.

Если причина неисправности в цепи высокого вольтажа не обнаружена, то тогда необходимо проверить низковольтную цепь, в которой может произойти обрыв (из-за ненадёжного контакта на любом из зажимов), появление короткого замыкания между катушкой и аккумулятором, возникновение замыкания на «массу».

Диагностика распределительной крышки

Диагностика распределительной крышки производится в следующей последовательности. Для исключения распределителя-прерывателя из цепи высокого вольтажа автомобилист производит изъятие с крышки распределителя центрального провода с высоким вольтажом, устанавливая при этом зазор на 6 мм от его наконечника до «массы» машины. Далее нужно провернуть коленвал мотора, при котором в исправной (до распределителя) цепи с высоким вольтажом должна появиться искра. После этого поиск неисправностей выполняется в распределительной крышке и роторе. В ходе этой проверки водитель из распределителя изымает крышку и производит осмотр наружных и внутренних поверхностей на наличие трещин и следов копоти (при пробитой изоляции). Также в крышке могут быть загрязнены центральное и боковое гнёзда (для высоковольтных проводов), сломан уголёк или пружина. Загрязнённые гнёзда зачищаются наждачной бумагой. При наличии трещин крышку сразу заменяют. При выполнении осмотра внутренних частей крышки необходимо проверить перемещение в направляющей уголька (не изношен ли он) и работоспособность его пружины.

Пламенный выхлоп

Также нужно осмотреть электроды крышки, которые при наличии окисного слоя или загрязнения очищаются с помощью надфиля и протираются предварительно промытой в бензине ветошью.
Если крышка неисправна, то мотор не будет работать (даже при появлении искры). Ведь момент проскакивания каждой из искр не совпадает с последовательностью работы каждого из цилиндров движка. Если прерыватель-распределитель неправильно установлен, то при попытках включить мотор в глушителе будут слышаться хлопки, а карбюратор начнёт «чихать».

Проверка ротора

Выполнять съём ротора с прерывателя вовсе не обязательно. Достаточно, чтобы провод катушки с высоким напряжением был размещён по отношению к боковому контакту ротора на дистанции 3 мм. Далее нужно, чтобы все контакты на прерывателе были разомкнуты. Сделать это лучше вручную. При вышедшем из строя роторе в зазоре между проводом с высоким вольтажом и находящимся сбоку роторным контактом в момент размыкания в прерывателе контактов образуется искра (ротор замкнулся на «массу» машины). Выполняется замена ротора (вместе с перегоревшим резистором).

Двигатель

#Техничка